Упрощенное производство по административным делам

Упрощенное административное судопроизводство

Упрощенное производство по административным делам

Сущность упрощенного (письменного) производства, осуществляемого судом общей юрисдикции, выражается в эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспоренных субъективных прав участников судебного административного процесса.

Цель упрощенного производства — процессуальная экономия времени и средств как участников административного судопроизводства, гак и суда.

Упрощенное производство позволяет суду оперативно, в максимально возможно короткие сроки рассмотреть и разрешить заявленные споры о праве административном.

Под различными наименованиями упрощенные производства существуют практически во всех процессуальных отраслях права.

В уголовном процессуальном праве — это институт особого порядка судебного разбирательства (разд. X УПК РФ), который содержит правила принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В гражданском процессуальном праве подобный институт именуется приказным производством (гл. 11 ГПК РФ).

В гражданско- процессуальной доктрине он рассматривается в качестве отдельного вида гражданского судопроизводства. В АПК РФ этому виду судопроизводства посвящена гл. 29 «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства».

По смыслу этой главы, истец либо арбитражный суд на стадии возбуждения дела, подготовки дела к судебному разбирательству выступает инициатором упрощенного производства. Суть этого производства заключается в том, что судья рассматривает дело без вызова сторон. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании своевременно представленных письменных доказательств.

Особенности института упрощенного производства в судебном административно-процессуальном праве, установленные в разд. V КАС РФ, проявляются в следующих его характерных чертах:

  • — оно возможно лишь при наличии условий, указанных в законе;
  • — необходимо согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства;
  • — дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления искового заявления в су д;
  • — судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы;
  • — упрощенное производство применяется по делам, не вызывающим сложности у суда в юридической квалификации материальных правоотношений сторон.

КАС РФ (ст. 291) называет четыре условия, при наличии которых дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства:

  • 1) всеми лицами, участвующими в административном деле, заявлены ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • 2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;
  • 4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Возбуждение и рассмотрение дела, разрешаемого в порядке упрощенного производства, производится по общим правилам искового административного судопроизводства, за исключениями и дополнениями, установленными гл. 33 КАС РФ.

Административным истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на иск.

Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения судом обеспечительных мер, и т.п.

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи административного судопроизводства, указанные в ст. 3 КАС РФ, а также соблюдаться основные принципы судебного административного процесса, предусмотренные ст. 6 этого Кодекса.

Использование упрощенного производства не означает отход от принципов равноправия сторон и состязательности.

В законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение административного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового административного судопроизводства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусматривает вступление прокурора в судебный процесс).

Если для рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Этот порядок производства может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В случае, если по истечении 10-дневного срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

Если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства поступили в суд с нарушением установленного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правшам административного судопроизводства.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Оно должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.

Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Принятое по результатам рассмотрения административного дела решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

  • 1. Дайте определение и назовите характерные признаки судопроизводства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.
  • 2. Назовите основания подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта, а также требования, предъявляемые к оформлению данного заявления.
  • 3. Может ли но делам об оспаривании нормативных актов быть заключено соглашение о примирении сторон? Дайте развернутое обоснование своего ответа.
  • 4. Какое решение может принять суд по делу об оспаривании нормативного правового акта? Охарактеризуйте структуру данного судебного решения.
  • 5. Дайте определение и назовите характерные признаки судопроизводства об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
  • 6. Перечислите и охарактеризуйте основания обращения в суд гражданина, организации, иных лиц с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
  • 7. Перечислите специальные требования, предъявляемые к административному исковому заявлению по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействия) органов публичной власти.
  • 8. На кого возлагается обязанность доказывания по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействия) органов публичной власти?
  • 9. Раскройте особенности производства по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ.
  • 10. Раскройте особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

И. Раскройте особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

  • 12. Раскройте особенности производства по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 13. Дайте определение и назовите характерные признаки судопроизводства об обязательном судебном контроле.
  • 14. Назовите виды административных исковых заявлений, подаваемых в суд по делам об обязательном судебном контроле.
  • 15. Раскройте особенности производства по делам о приостановлении деятельности.
  • 16. Раскройте особенности производства по делам о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации и реадмиссии.
  • 17. Раскройте особенности производства по делам об административном надзоре.
  • 18. Раскройте особенности производства по делам о госпитализации в недобровольном порядке.
  • 19. Раскройте особенности производства по делам о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций.
  • 20. Дайте определение и раскройте особенности упрощенного административного судопроизводства.
  • 21. Возможно ли заключение соглашения о примирении сторон по делам об оспаривании в суд решений, действий (бездействия) органов публичной власти?
  • 22. Городская Дума города Н. приняла Устав города, в котором установила, что ее депутатом может быть только гражданин, имеющий высшее образование. Гражданин Иванов, не имеющий высшего образования, посчитал, что данная норма нарушает его права. В какой суд (районный или областной) он должен обратиться для защиты своего нарушенного права? Подготовьте административное исковое заявление и возможное судебное решение по данному административному делу.

Источник: https://studme.org/122838/pravo/uproschennoe_administrativnoe_sudoproizvodstvo

Вс рф разъяснил особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

Упрощенное производство по административным делам

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. № 42), в котором дал разъяснения по применению положений гл. 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Прежние разъяснения (п. 41, п. 69-72, п. 75 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36) признаны не подлежащими применению.

В первую очередь ВС РФ напомнил, что упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора. При этом правила упрощенного (письменного) производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Также ВС РФ напомнил, в каких случаях административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства (один из таких случаев – указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.) и какие категории дел не подлежат рассмотрению в указанном порядке.

Поясняется, что при наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, суд должен вынести и направить лицам, участвующим в деле, соответствующее определение, в котором в том числе должно быть разъяснено, что возражения относительно применения указанного порядка представляются в суд в 10-дневный срок со дня получения копии определения. Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии определения по зависящим от него обстоятельствам, в том числе в связи с отказом от получения, само по себе не является препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке “упрощенки” после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения.

Отмечается, что суд может вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если:

  • для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
  • невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в установленные сроки даже после их продления судом;
  • необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
  • сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении.

Возражения лица, участвующего в деле, относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не являются безусловным препятствием для такого рассмотрения.

Если наряду с представленными в суд доказательствами, документами или возражениями стороной не представлены суду документы, подтверждающие направление копий данных доказательств, документов или возражений другой стороне по административному делу, суд вправе:

  • продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений,
  • направить их самостоятельно, в том числе с использованием сети “Интернет”,
  • а также решить вопрос о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Отдельно отмечается, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства административного дела, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях лиц, участвующих в деле, их представителей относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства по административным делам, в которых эти возражения не являются безусловным препятствием для рассмотрения дела в таком порядке. Если сведения об указанных обстоятельствах поступят в суд после перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, но до принятия решения, суд может вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства с назначением нового судебного заседания по делу.

Приведены в постановлении разъяснения по ряду иных вопросов, в том числе об отмене решений, принятых в порядке упрощенного производства.

Источник: http://www.garant.ru/news/1429524/

Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Упрощенное производство по административным делам

Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, предусмотренные главами 24, 28 – 31.1 КАС РФ.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Для случая, предусмотренного частью 2 статьи 292 КАС РФ, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке. В случае, если по истечении указанного в части 2 статьи 292 КАС РФ срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 статьи 292 КАС РФ срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 КАС РФ.

Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5de16597027a1500c46f4a6d/uproscennoe-pismennoe-proizvodstvo-po-administrativnym-delam-5e762c39765edb010f1edd8b

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

Упрощенное производство по административным делам

Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество.

Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство.

Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть “растянут” на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет. 

 Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры.

Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быОбращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство.

Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть “растянут” на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Упрощенное производство по административным делам — основания

Упрощенное производство по административным делам

Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

  • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
  • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
  • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
  • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству.

В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

59. Особое производство по делу об административном правонарушении

60. Процессуально-обеспечительные меры принуждения в производстве по административным правонарушениям

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях– вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности.

Цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

• установление личности нарушителя;

• составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

• обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

• исполнение принятого решения по делу об административном правонарушении.

Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случаях необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства, т. е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в случаях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, полномочными осуществлять доставление,

Отстранение от управления транспортным средством применяется к лицу, которое управляет транспортным средством, при наличии определенных оснований до устранения причин задержания.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения применяется в отношении лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласия указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения указанное лицо подлежит направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяется к лицу, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

Задержание транспортного средства, т. е. помещение транспортного средства соответствующего вида на стоянку, хранение до устранения причин задержания при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством при наличии определенных оснований.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод примененяется к физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелю в определенных случаях.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица,

61. Доказательства по делу об административном правонарушении

Доказательства (Ст. 26.

2)-являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Источники получения данных, используемых в качестве доказательств по делу:

  1. протокол об административном правонарушении (ст. 28.2-28.5);
  2. иные протоколы (имеются в виду протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1)

Источник: https://studopedia.net/9_63981_uproshchennoe-proizvodstvo-po-administrativnim-delam--osnovaniya.html

Особенности упрощенного производства по административным делам | Правоведус

Упрощенное производство по административным делам

Особенности судопроизводства по административным делам в упрощенном порядке заключаются в проведении процесса без судебного заседания в устной форме, при этом судьей оцениваются только письменные и вещественные доказательства, представленные по делу административным истцом и ответчиком.

Так, в рамках упрощенного процесса исследуется исковое заявление истца, поступившее в суд, отзывы на него ответчика, их исключительно письменные возражения и объяснения. Если в деле необходимо участие прокурора, то его заключение приобщается к делу и исследуется наравне с другими доказательствами.

 

Важно! Упрощенное производство позволяет рассматривать отдельные категории дел за короткое время, тем самым устранять нарушение прав истца в сжатые сроки.

Основания для проведения упрощенного производства по делу

Сразу следует отметить, что КАС РФ не предусматривает наличия конкретного перечня дел, по которым может быть использован упрощенный порядок производства, следовательно, его применение возможно к любому делу при наличии одного из следующих условий: 

  1. Все участники процесса предоставили в суд ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Данное условие используется только тогда, когда участие лиц по делу не является обязательным, как, например, по делам об оспаривании решения органа власти, когда суд вправе признать обязательной явку представителя органа власти.
  2. Административный истец предоставил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в упрощенном порядке, при этом ответчик не возражает.
  3. Цена иска по обязательным платежам и санкциям в общем размере составляет не более 20 000 рублей.
  4. Другие условия, предусмотренные нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства

После подачи административного иска, истец должен получить определение суда о принятии заявления к производству, подготовке дела и назначении судебного разбирательства по делу.

В данном определении при наличии оснований судья указывает на возможность рассмотрения дела в упрощенном порядке и устанавливает срок в 10 дней для подачи возражения.

В случае, если в указанный срок от административного ответчика не поступило возражений, суд выносит определение о рассмотрении дела в упрощенном порядке, в этом случае иск подлежит рассмотрению еще в течении 10 дней с момента вынесения такого определения.

Однако, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает следующее правило: ответчик все-таки вправе направить возражение на применение упрощенного порядка по делу и за пределами установленного законодателем срока, но если решение по данному делу еще не вынесено. В таком случае судом выносится определение о рассмотрении дела в общем порядке – в судебном заседании с извещением всех лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, принятом в порядке упрощенного судопроизводства

Решение суда по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, должно соответствовать всем требованиям, предъявленным к данном акту. Оно не оглашается устно лицам, участвующим в деле, а направляется им не позднее следующего дня после его вынесения.

Как и решение, принятое в обычном порядке, судебный акт, вынесенный по результатам упрощенного производства, должен содержать – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную часть.

В случае удовлетворения требований истца в решении суда обязательно должны быть изложены конкретные действия ответчика, которые он должен предпринять, например, отменить нормативно-правовой акт или решение и другое. Также в решении могут содержаться конкретные указания на порядок и предельный срок исполнения этих указаний.

Судебное решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, вступает в силу в более короткие сроки – через 15 дней, следовательно, и срок апелляционного обжалования сокращен – он также составляет 15 дней с момента получения решения истцом, ответчиком или иным лицом, заинтересованным в деле.

Обжалование решений по административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, проходит по общим правилам.

В случае возникновения у сторон дела вопросов, связанных с исполнением вынесенного решения, внесения в него исправлений (арифметических ошибок или описок), по разрешению одного из требований истца (о возмещение судебных расходов и т.д.) в суд необходимо подать соответствующее заявление либо требование о вынесении дополнительного решения по поставленному вопросу. Отметим, что вопросы по поводу законности вынесенного решения могут решаться только в порядке обжалования.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-uproshhennogo-proizvodstva-po-administrativnyim-delam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.