Система судов 2020

Внесены изменения в законодательство о судебной системе в соответствии с Конституцией

Система судов 2020

Проекты законов были внесены Президентом в целях реализации положенийобновленной Конституции.

Официальный представитель Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщилоб изменениях, которые вносятся в законодательство о судебной системе Российской Федерации.

Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах РоссийскойФедерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейскогосообщества в Российской Федерации» и Кодекс административногосудопроизводства РФ.

Закрепляетсяпорядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представленийо прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи102 Конституции.

Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могутбыть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая ихпредседателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, ВерховногоСуда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Судапо интеллектуальным правам.

Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьейпоступка, порочащего честь и достоинствосудьи, а также в иных случаях, свидетельствующихо невозможности осуществления судьей своих полномочий, которыепредусмотрены федеральными конституционными законами.

В законах закреплен переченьоснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедурупрекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка,порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены: 

  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленныхФедеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействиикоррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства(подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство илииного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территориииностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьмизапрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом.Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношенииостальных категорий судей действующийпорядок прекращения полномочий судей сохраняется(в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоитобратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенностипрекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения ЗаконаРФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требованияк судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или инойдокумент, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведениясудебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектовРоссийской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусесудей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которогоконституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившимисполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональнымзаконодательством для таких судей в отставке.

Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принятьрешение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органахгосударственной власти региона.

«Изменениянаправлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышениюэффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачностиосуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», —сообщил Павел Крашенинников.

Источник: http://duma.gov.ru/news/50046/

Поправки в Конституцию 2020. Изменения в судебной системе

Система судов 2020

Сегодня поговорим о том, о чем не расскажут с плакатов и рекламных баннеров: об изменениях в судебной системе.

Начнем с принципа, закрепленного в 10-й статье Конституции: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Всем известный принцип разделения властей (а, точнее, власти) зарекомендовал себя во всем мире и необходим для создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.

Сдержки и противовесы худо-бедно работают: Госдума принимает законы, обязательные и для Правительства, и для судов. Суды могут признать незаконными подзаконные акты, издаваемые Правительством, а Конституционный Суд может признать неконституционным даже закон, принятый Госдумой, и так далее.

Но вот проблема возникает, когда мы пытаемся вписать в эту схему президента. Формально он не отнесен Конституцией ни к одной ветви власти, то есть существует как бы вне этих ветвей.

При этом система сдержек и противовесов продолжает работать: судьи назначаются или представляются к назначению президентом, но при этом суд может признать незаконным указ самого президента.

Президент ограничивает полномочия Федерального собрания — органа законодательной власти — тем, что может не подписать принятый закон, но при этом само Федеральное собрание может инициировать процедуру импичмента президента, и так далее. В общем, за многие годы сложилась сложная система взаимодействий органов власти. Теперь давайте вернемся непосредственно к поправкам к Конституции.

Прекращение полномочий судей

Итак, согласно одной из поправок президент наделяется полномочиями вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судей, включая судей Конституционного и Верховного судов, в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи. Заметьте: не преступления, даже не административного правонарушения, а просто поступка.

Под этим можно понимать все что угодно. На сегодняшний день за совершение порочащих поступков судей тоже могут лишить статуса, но делается это органами судейского сообщества, в которые, кстати, привлекаются представители общественности.

В случае судей Конституционного Суда это делается Советом Федерации, но по представлению самого Конституционного Суда, а не президента.

Очевидно, что такая поправка полностью разрушает систему сдержек и противовесов, делая судей полностью зависимыми от воли президента.

В самом деле, на чьей стороне будет судья при рассмотрении спора с государством, понимая, что теперь в любой момент его могут сместить с должности? Сможет ли такой судья объективно рассмотреть иск об оспаривании какого-нибудь указа самого президента? Понятно, что сегодняшняя российская судебная система далека от идеала: все мы слышали и про телефонное право, и про явно неправосудные решения. Но вместо того, чтобы как-то решать эту проблему, такими поправками власть просто забивает последние гвозди в крышку гроба судебной системы.

Уменьшение количества судей Конституционного Суда

Еще одна поправка уменьшает количество судей Конституционного Суда с 19 до 11. Многие юристы указывают, что такое уменьшение ничем не обосновано и приведет к уменьшению вероятности протестных настроений среди судей: чем меньше группа, тем проще ее контролировать.

Вопрос в целом довольно спорный: например, в США Верховный Суд состоит всего из 9 судей. Но зато они назначаются пожизненно. В общем, к уменьшению количества судей с учетом поправки о возможности смещения этих судей с должности следует отнестись очень настороженно.

Заключения Конституционного суда по проектам законов

Следующая поправка заключается в том, что Конституционный Суд наделяется полномочиями по запросу президента проверять на соответствие Конституции проекты законов до их вступления в силу. Казалось бы, что здесь может быть плохого? Пусть Конституционный Суд проверит, все ли в порядке, это ведь хорошо.

Но на самом деле здесь кроется большая опасность. Дело в том, что при рассмотрении жалоб граждан на неконституционность законов Конституционный Суд может указать, что этот закон уже был предметом рассмотрения ранее, и повторно рассматривать те же самые нормы нет оснований.

Вот вам и схема, как принять неконституционный закон: президент еще на стадии проекта закона обращается в Конституционный Суд, тот дает положительное заключение (ну, как в истории с поправками к Конституции: не забывайте, что судей теперь, в случае чего, можно снять с должности). После этого президент подписывает закон.

А когда через некоторое время от обычных граждан посыпятся жалобы в Конституционный суд, им всем можно отвечать, что закон уже проверялся, с ним все в порядке, еще раз проверять его не будем. То есть проверка закона на стадии проекта может отсечь дальнейшую возможность его оспаривания гражданами.

А ведь на стадии проверки проекта граждан в суд не пригласят и их аргументы не выслушают.

Итоги

На фоне обнуления сроков президента никто не обсуждает поправки, которые касаются судебной системы. А, между тем, они весьма важны: на корню уничтожается независимость судей, при этом в очередной раз существенно расширяются полномочия президента, как бы из телевизора не кричали об обратном. Такие дела.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/jurobzor/popravki-v-konstituciiu-2020-izmeneniia-v-sudebnoi-sisteme-5ee27c25d82e982b889d8afe

Судебная система РФ

Система судов 2020

Конституционные судыСуды общей юрисдикции,включая военные судыАрбитражные суды
Суды высшей инстанцииКонституционный суд Российской федерацииВерховный суд Российской федерации (Военная коллегия Верховного суда)Высший арбитражный суд Российской Федерации
Суды II инстанцииКонституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации (не является под- чиненным Консти- туционному Суду РФ)Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)Военные (флотские) окружные судыФедеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция) (10 судов)
Арбитражные апелляционные суды (апелляци- онная инстанция) (20 судов)
Суды I инстанцииГородские и районные суды, мировые судьи (последние – суды субъектов Федерации, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды)Гарнизонные военные судыАрбитражные суды субъектов Российской Федерации
Рассматривают делаСоответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – Конституционный суд РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) – Конститу- ционные (уставные) суды субъектов РФУголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикцииУголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней службаСудебные споры в сфере экономической деятельности

МИРОВЫЕ СУДЬИ

Рассматриваемые дела:

  1. Расторжение брака (если нет спора о детях)
  2. Раздел имущества между супругами, если цена иска не превышает 50 000 руб.
  3. Имущественные споры, если цена иска не превышает 50 000 руб.
  4. Административные правонарушения, например, наложение штрафа за выезд на встречную полосу движения, если данный факт зафиксирован специальными техническими средствами
  5. Некоторые уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы
»Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан при рассмотрении дел у мирового судьиНаличие решений в КонсультантПлюс

Решения в Системе КонсультантПлюс на 1 декабря 2010 года отсутствуют.

РАЙОННЫЙ И ГОРОДСКОЙ СУДЫ

Рассматриваемые дела:

  1. Гражданские дела (имущественные, неимущественные споры, если цена иска превышает 50 000 руб.)
  2. Наследство
  3. Трудовые споры
  4. Расторжение брака, если есть спор о детях
  5. Административные правонарушения
  6. Уголовные дела
  7. Апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в силу

СУДЫ республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Рассматриваемые дела:

  1. Все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции
  2. Определенный список дел об административных правонарушениях
  3. Дела о сохранности государственной тайны
  4. Апелляционные жалобы на решения мировых судей и кассационные жалобы районных судов

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

Рассматриваемые дела:

  1. Об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов

    Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций

  2. Об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков)
  3. О приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
  4. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного актав разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов
  5. Кассационные жалобы на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Рассматриваемые дела:

  1. Дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами
  2. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими
  3. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Рассматриваемые дела:

  1. Гражданские дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
  2. Административные споры между субъектами предпринимательской деятельности и контролирующими их государственными органами
  3. Жалобы на решение третейских судов
  4. Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица
  5. Споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, паев в кооперативах
  6. Споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок
  7. Другие споры

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Рассматриваемые дела:

  1. Апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда
»Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД)

Рассматриваемые дела:

  1. Кассационные жалобы на вступившие в силу решения Арбитражного суда и постановления Апелляционного арбитражного суда
  2. Заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство
»Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков)

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Рассматриваемые дела:

  1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
  2. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
  3. Экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ
  4. Надзорные жалобы на решения арбитражного суда, постановления апелляционной или кассационной инстанций
»Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков)Наличие решений в КонсультантПлюс

* судебные акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Рассматриваемые дела:

  1. Дела о соответствии Конституции РФ:
    • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ;
  2. Разрешает споры о компетенции:
    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • между высшими государственными органами субъектов РФ;
  3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле
  4. Дает толкование Конституции РФ
  5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
  6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения
»Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков)Наличие решений в КонсультантПлюс

* судебные акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда

ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ

Рассматриваемые дела:

  • По соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, за исключением дел о банкротстве или вытекающих из публично-правовых споров жалобы на действия различных органов государственной или муниципальной (публичной) власти)
»Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в третейском судеНаличие решений в КонсультантПлюс Решения в Системе КонсультантПлюс

на 1 декабря 2010 года отсутствуют.

Источник: https://cons-plus.ru/uristu/sud_system/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.