Превышение должностных полномочий состав преступления

Содержание

Превышение должностных полномочий. Состав и виды этого преступления

Превышение должностных полномочий состав преступления

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

1. Основной объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормальной деятельности конкретного звена органов государственной власти, аппарата государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

2. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий и наступившими общественно опасными последствиями обязательно должна быть установлена причинная связь.

Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении действий:

а) которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, следователь, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска);

б) которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель районного представительного органа лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании);

в) при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не вызывалось необходимостью);

г) которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п.).

Для состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явным, т.е.

очевидно выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.).

При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

В случае, если действия должностного лица не были связаны с исполнением возложенных на него служебных обязанностей, уголовная ответственность за совершение такого деяния наступает на общих основаниях.

Так, судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда обоснованно признала ошибочной квалификацию по ч. 3 ст. 286 действий Ч.

, который, являясь участковым инспектором службы экологической милиции и имея право на постоянное ношение оружия, угрожал им гражданам во время конфликта, возникшего на почве личных неприязненных отношений, а затем также на почве личных отношений выстрелом из него убил свою сожительницу.

Судебная коллегия указала, что Ч. при совершении указанных действий не выступал как сотрудник милиции – должностное лицо. Имевший место конфликт возник на почве личных неприязненных отношений во внеслужебное время в квартире сожительницы.

При таких обстоятельствах сотрудник милиции незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями применивший вверенное ему табельное оружие по личным мотивам, может нести ответственность за содеянное лишь как частное лицо.

3. Рассматриваемый состав преступления по конструкции является материальным. Он считается оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см.ст. 285 УК).

4. Объективная сторона преступления может выполняться только путем действий, так как превысить должностные полномочия путем пассивного поведения (бездействия) по сути и характеру данного деяния невозможно.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Мотив и цель не входят в число обязательных признаков состава и не оказывают влияния на факт наступления уголовной ответственности.

6. Субъект преступления – должностное лицо (см.ст. 285 УК).

Источник: https://studopedia.net/4_50240_previshenie-dolzhnostnih-polnomochiy-sostav-i-vidi-etogo-prestupleniya.html

Превышение должностных полномочий: понятие, виды с примерами и ответственность по статьям 201 и 286 УК РФ

Превышение должностных полномочий состав преступления

Под должностным лицом понимают лицо, выполняющее в государственных и муниципальных учреждениях функции представителя власти либо административные или организационные обязанности. Указанное лицо наделено конкретным спектром полномочий, утвержденных регламентом или уставом, за пределы которых оно выходить не вправе.

Превышение должностных полномочий: понятие

Под превышением должностных полномочий понимаются действия, совершенные должностным лицом, которые вышли за границы его полномочий, в результате которых был нанесен серьезный ущерб интересам общества, организации или государству. Под ущербом в данном случае обычно понимается нравственный или материальный урон, нарушение прав и свобод. Редко речь идет о другом уроне – имущественном или экологическом и пр.

Совершение данных действий должностным лицом имеет определенный мотив: это может быть желание продвинуться по служебной лестнице, зависть, корысть и пр. Умысел в данном преступлении может быть только прямой, а не косвенный.

Превышение должностных полномочий может иметь форму действия или бездействия. Например, лесничий, который должен пресекать правонарушения по вырубке леса, умолчал о преступлении.

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими состоит в том, что в данном случае совершаемые действия находятся за пределами компетенции обвиняемого. Т.е. это те действия, которые должностное лицо не вправе было совершать.

Ответственность за превышение должностных полномочий накладывается как на представителя государственной, так и частной компании.

Состав данного преступления материальный, поэтому оно должно быть окончено для привлечения лица к ответственности.

Правовое регулирование и ответственность за превышение должностных полномочий

Данный вид правонарушения квалифицируется в соответствии с Уголовным кодексом. Ответственность за превышение должностных полномочий наступает на основании:

Согласно УК различают пять видов возможных наказаний за данное преступление. Это:

  • лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • крупный штраф и арест на срок на 4-6 месяцев;
  • принудительные работы на период до 4 лет;
  • лишение свободы вплоть до 4 лет.

Если преступление было совершено Главой муниципального образования или лицом, занимающим государственную должность, то ответственность будет более суровая:

  • крупный штраф с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
  • обязательные работы на период до 5 лет;
  • лишение свободы вплоть до 7 лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В качестве отягчающих обстоятельств выступают (согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ):

  • совершение должностным лицом преступления, которое повлекло тяжкие последствия: авария, остановка работы предприятия, дезорганизация работы транспорта, причинение смерти по неосторожности, материальный ущерб в особо крупном размере, осложнение ситуации в регионе и пр.
  • применение насилия или угроза насилия (побоев, истязаний, ограничения свободы и пр.);
  • использование оружия или спецсредств: слезоточивого газа, резиновых палок, наручников, водометов, бронемашин.

При наличии указанных обстоятельств лицу грозит лишение свободы на срок 3-10 лет и запрет на занятие определенной деятельностью или занятие определенной должности в течение 3 лет.

Если в ходе преступления лицом была получена определенная выгода в виде денежных средств и иных ценностей, то оно подлежит конфискации и возврату его законному владельцу.

Виды превышения должностных полномочий

В судебной практике различают три основные разновидности превышения должностных полномочий:

  1. Эти действия не могут быть совершены должностными лицами. Например, издание приказа о произнесении молитвы перед работой.
  2. Действия, которые не входят в компетенцию должностного лица, а являются компетенцией другого должностного лица. Например, когда пристав-исполнитель изменяет постановление суда по своему усмотрению.
  3. Действия, которые по уставу могли быть совершены сотрудником , но только при исключительных обстоятельствах, которых не было на момент совершения преступления. Например, сотрудник ГИБДД задержал автомобиль и поместил его на штрафстоянку из-за отсутствия аптечки (по формальному поводу) или провел обыск в обход Уголовно-процессуального кодекса.

Также различается еще одна форма превышения полномочий: когда должностное лицо выполняет действия, которые могут быть совершены только коллегиально. Например, когда старшина присяжных заполняет опросный лист самостоятельно, без вынесения вопросов на ание. От вида превышения полномочий ответственность не зависит.

Таким образом, о превышении должностных полномочий речь идет в случае, когда действия должностного лица прямо выходят за пределы его полномочий, при этом они взаимосвязаны с ними. Обязательными признаками преступления является ущерб и явный мотив у должностного лица.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/vidy-3.html

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Превышение должностных полномочий состав преступления

По объекту и субъекту преступного посягательства состав превышения должностных полномочий совпадает с составом злоупотребления должностными полномочиями. Различаются составы этих двух преступлений по объективной стороне (точнее, по признаку деяния в объективной стороне) и субъективной стороне.

Объективная сторона состоит: а) из общественно опасного деяния в виде совершения должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; б) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Состав превышения должностных полномочий — материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий.

Деяние в рассматриваемом составе представлено исключительно действием.

В доктрине и на практике принято выделять следующие виды действий, явно выходящих за пределы должностных полномочий: 1) относящиеся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного но статусу); 2) которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); 3) которые могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; 4) которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Превышение должностных полномочий всегда связано с осуществлением служебной деятельности. Совершение действий вне связи со служебной деятельностью (например, применение насилия в процессе личного конфликта с потерпевшим), не подлежит квалификации по ст. 286 УК РФ.

При превышении должностных полномочий совершаются действия, выходящие за пределы полномочий, при злоупотреблении — лицо действует в рамках своих полномочий, но использует их вопреки интересам службы.

В то же время при превышении полномочий должностное лицо наряду с действиями, выходящими за пределы полномочий, использует свои должностные полномочия. Превысить полномочия без использования полномочий практически невозможно.

Использование полномочий, которое выступает технологической необходимостью превышения должностных полномочий, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства по своему содержанию совпадают с последствиями злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренными ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий состоит из вины в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что явно выходит за пределы своих полномочий, предвидит наступление общественно опасных последствий, желает их наступления или допускает их, либо относится к ним безразлично.

При превышении должностных полномочий лицо осознает, что осуществляет выход за пределы полномочий в связи с выполнением служебной задачи (или в том числе в связи с выполнением служебной задачи).

Мотив на квалификацию не влияет. Если злоупотребление может совершаться только из корыстной или иной личной заинтересованности, то превышение полномочий — по любому мотиву, в том числе и из личной заинтересованности.

Неверно считать, что превышение полномочий не может совершаться из корысти.

Например, применение по оплаченному заказу насилия к подозреваемому при допросе с целью выбить показания будет квалифицироваться как превышение должностных полномочий, а не как злоупотребление должностными полномочиями. Хотя и имеет место корыстная заинтересованность.

При вменении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, следует учитывать, что эта статья содержит общую норму. УК РФ предусмотрены и специальные виды превышения должностных полномочий. Если имеет место специальное превышение должностных полномочий, то вменение ст. 286 УК РФ должно исключаться.

Пример

Верховный Суд РФ исключил из приговора осуждение 3. по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Было установлено, что превышение должностных полномочий 3. выразилось в том, что он незаконно освободил от уголовной ответственности С.

и вместо него незаконно привлек к уголовной ответственности заведомо невиновного Г. Поскольку такое превышение должностных полномочий предусмотрено специальными нормами, а именно ст. 299, 300 УК РФ, по которым 3.

осужден судом, дополнительной квалификации содеянного но совокупности с ч. 1 ст. 286 УК РФ не требуется[1].

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286 УК РФ)

является его совершение лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. квалифицирующего признака совпадает с аналогичным признаком в составе злоупотребления должностн ыми полномочия ми.

Особо квалифицирующие признаки преступления (ч. 3 ст. 286

УК РФ) — его совершение: с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»); с применением оружия или специальных средств (п. «б»); с причинением тяжких последствий (п. «в»).

Применение насилия может выражаться в ограничении свободы, причинении физической боли, совершении действий, причинивших либо создавших реальную опасность причинения вреда здоровью (легкого, средней тяжести или тяжкого).

При этом умышленное причинение тяжкого вреда, предусмотренное ч. 2—4 ст.

111 УК РФ, или смерти требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни и здоровья, поскольку санкции за их совершение установлены более строгие.

Не охватывается п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ сексуальное насилие, похищение человека. В случае их совершения содеянное требует дополнительной квалификации: в случае сексуального насилия — по ст. 131, 132 УК РФ, а в случае похищения человека — по ст. 126 УК РФ.

Оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Применение оружия означает применение его поражающих свойств.

По смыслу закона, угроза применения оружия должна расцениваться как угроза применения насилия и квалифицироваться по и. «а» ч. 2 ст. 286 УК РФ.

Угроза применения оружия без его применения нс образует состава преступления, предусмотренного и. «б» ч. 2 ст. 286 УК РФ.

К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и т.д.

Верховный Суд РФ указал, что к специальным средствам применительно к п. «б» ч. 3 ст.

286 УК РФ относятся приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды.

Специальные технические средства, применяемые в оперативно-разыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся[2].

Понятие тяжких последствий является оценочным. Его содержание было определено при анализе состава должностного злоупотребления.

Хотя конструкция превышения должностных полномочий, повлекшего тяжкие последствия, не исключает неосторожного отношения к тяжким последствиям и соответственно возможности совершения преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст.

286 УК РФ, с двумя формами вины, тем не менее большинство авторов настаивают на том, что данное преступление можно совершить только с умышленной виной.

Верховным Судом РФ исключено указание об осуждении за умышленное причинение вреда здоровью, поскольку причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего вследствие превышения должностных полномочий охватывается составом ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 111 УК РФ не требует[3].

Умышленное причинение смерти при превышении должностных полномочий требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 105 и 286 УК РФ.

Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286[3] УК РФ)

В данной статье предусмотрена ответственность за умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Основным объектом этого преступления является установленный в органах внутренних дел порядок исполнения приказа, регламентированный ст. 34.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1.

Приказ начальника в органах внутренних дел РФ — служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих начальников и является обязательным для исполнения подчиненными.

Он может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных.

Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия.

Отдавая приказ, начальник не должен допускать злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. Начальнику запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства РФ. Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, или вышестоящий прямой начальник.

Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого начальника новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его.

Объективная сторона преступления состоит: а) из общественно опасного бездействия — неисполнения приказа, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону; б) общественно опасных последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (понятие существенного вреда было рассмотрено при анализе состава преступления, предусмотренного в ст. 285 УК РФ); в) причинной связи между общественно опасным бездействием и общественно опасными последствиями. Если будет установлено, что последствие наступило бы вне зависимости от того, исполнен приказ или нет, ответственность по ст. 2861 УК РФ исключена.

https://www.youtube.com/watch?v=F3CnVNqkQr8

При оценке бездействия как неисполнения сотрудником органа внутренних дел приказа начальника следует устанавливать наличие возможности исполнения этого приказа.

В силу перегрузки работников органов внутренних дел, когда сотрудник выполняет обязанности, что называется «за себя и за того парня», зачастую возникает ситуация, при которой нет возможности исполнить конкретный приказ, не отказываясь при этом от исполнения иных приказов. В подобных случаях следует учитывать приоритетность исполнения соответствующих приказов.

Состав преступления по конструкции материальный. Преступление признается оконченным при наступлении указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Умысел может быть прямым и косвенным. По признакам вины данное преступление следует отличать от халатности, которое является неосторожным преступлением и также может являть собой неисполнение приказа.

Цели и мотив для квалификации содеянного по ст. 2861 УК РФ значения не имеют. Если неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника совершается по мотиву корыстной или иной личной заинтересованности, то содеянное, по-видимому, при наличии иных признаков состава следует квалифицировать по ст. 2861 УК РФ, а не как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъект преступления специальный — сотрудник органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 2861 УК РФ) являются его совершение группой лиц (ч. 1 ст. 35 УК РФ), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также наступление тяжких последствий.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору предполагает совместное неисполнение приказа начальника двумя и более сотрудниками органов внутренних дел, совершенное по предварительному соглашению. Совершение преступления организованной группой — неисполнение приказа устойчивой группой лиц, заранее для этого объединившихся.

Тяжкие последствия — признак оценочный, его наличие устанавливается с учетом всех обстоятельств содеянного. В основном содержание этого признака было раскрыто при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями.

Типичным тяжким последствием для данного преступления является совершение особо тяжкого преступления в результате того, что сотрудник органа внутренних дел не исполнил отданный в установленном порядке приказ и тем самым не предотвратил это преступление.

Исходя из буквального смысла закона можно заключить, что психическое отношение к тяжким последствиям может быть как умышленным, так и неосторожным, а преступление в целом соответственно умышленным или с двумя формами вины.

Источник: https://studme.org/237247/pravo/prevyshenie_dolzhnostnyh_polnomochiy

Превышение должностных полномочий: статья 286 УК РФ и ответственность

Превышение должностных полномочий состав преступления

Каждая должность предполагает ряд прав и обязанностей. Нередко люди, получившие ряд полномочий, превышают их. За это законодательством РФ предусмотрено уголовное наказание в рамках 286 статьи.

Понятие

Под превышением должностных полномочий в рамках статьи 286 УК РФ понимаются любые действия должностного лица, которые повлекли нарушение прав и законных интересов других граждан, а также общественных институтов и организаций. Такие права и интересы охраняются государством.

Виды и формы

Среди основных видов превышения должностных полномочий стоит отметить:

  • Сотрудник какого-либо государственного органа берёт на себя полномочия другого лица или другого органа власти.
  • Использование полномочий, не соответствующих ситуации. Например, человека помещают под арест по статье, которая не имеет такой санкции.
  • Решение принято единолично, но согласно документам, регламентирующим деятельность данного органа власти, оно должно приниматься коллегиально.
  • Действия, которые вообще не могут быть совершены данным лицом в рамках его полномочий.

Нередко, правонарушитель совершает сразу несколько из перечисленных действий.

Состав преступления

В рамках состава преступления по статье о превышении должностных полномочий определяют объект, субъект, объективную и субъективную сторону содеянного.

Объектом преступления являются действия данного государственного служащего.

Для определения действий, как превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ нужно, чтобы они соответствовали нескольким критериям:

  • Подозреваемый является госслужащим.
  • Его действия не входят в полномочия.
  • Он нанёс ущерб, который можно оценить.
  • Определена и доказана связь между нарушением полномочий и нанесением ущерба.

Эти критерии составляют объективную сторону преступления. В иных случаях нарушение будут иметь другую квалификацию. В частности, они могут быть признаны преступной халатностью или невыполнением служебных обязанностей.

Субъектом преступления является должностное лицо. Субъективной стороной преступления – прямой или косвенный мотив.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Криминалистическая характеристика

Для квалификации содеянного и назначения конкретной меры ответственности будет оценён состав и вид превышения полномочий. В рамках 286 статьи УК РФ предусмотрены следующие санкции.

При совершении такого преступления впервые и при условии небольшого ущерба, виновный будет наказан:

  • Штрафом до 80 тысяч рублей.
  • Арестом до полугода.
  • Условным сроком до 4 лет.

Дополнительно ему могут запретить занимать определённые должности или конфисковать имущество.

Для главы местного самоуправления или государственного чиновника за то же преступление возможна иная ответственность:

  • Штраф до 300 тысяч.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 7 лет.

Также дополнительно может быть конфисковано имущество или наложен запрет на занятие ряда должностей.

Отягчающими обстоятельствами будут:

  • Совершение преступления группой людей.
  • Применение угроз, насилия или оружия.

За это предусмотрено лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества, штрафом и запретом на работу в государственном секторе.

Доказательства превышения должностных полномочий

Поскольку деятельность государственных служащих регламентирована законодательно и дополнительными служебными инструкциями, то факт их нарушения, доказанный документально, и будет свидетельством при разбирательстве по делу о превышении должностных полномочий.

Особенности квалификации

При квалификации преступлений данного вида важно определить, что преступные действия были совершены именно во время выполнения служебных обязанностей и были с этими обязанностями связаны.

Например, если полицейский использовал оружие для убийства человека из мотивов личной неприязни, то он будет привлечён к уголовной ответственности как частное, а не должностное лицо.

Но если он превысил свои полномочия во время задержания преступника или участия в следственных действия, то это будет квалифицировано как превышение должностных полномочий.

Отграничение от смежных составов преступления

Важно понимать различия между злоупотреблением и превышением должностных полномочий.

Превышение – это частный случай злоупотребления. При злоупотреблении чиновник использует свои законные права и полномочия в личных интересах, а в случае превышения он не ограничивается своими законными правами.

Когда ответственности не будет вообще?

Даже при доказанности превышения полномочий, виновный может избежать наказания, если представит доказательства того, что он так действовал ради безопасности других людей или государства.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-statya-286-uk-rf-i-otvetstvennost/

Превышение должностных полномочий как состав преступления: проблемы квалификации и правоприменения

Превышение должностных полномочий состав преступления

Давыдушкина, М. И. Превышение должностных полномочий как состав преступления: проблемы квалификации и правоприменения / М. И. Давыдушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55299/ (дата обращения: 24.12.2020).



На сегодняшний день перед правоприменителями встал острейший вопрос квалификации преступления по ст.286 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) и разграничение со злоупотреблением должностными полномочиями по ст.

285 УК РФ, так как это вызывает определенные сложности и ряд ошибок.

В науке не раз обсуждался вопрос об отказе от двух самостоятельных составов уголовно наказуемого злоупотребления властью должностными лицами, потому что разграничить эти преступления очень сложно.

Ключевые слова: должностное лицо; превышение должностных полномочий; тяжкие последствия; интересы службы; специальный субъект преступления.

To date, the law enforcement officers faced the most acute issue of qualification of the crime under article 286 of the Criminal code (hereinafter — the criminal code) and the distinction with abuse of power under article 285 of the criminal code, as it causes certain difficulties and a number of errors. In science the question of refusal of two independent structures of criminal abuse of power by officials because it is very difficult to distinguish these crimes was repeatedly discussed.

Keywords: official; abuse of office; grave consequences; interests of service; a special subject of crime.

Превышение должностными полномочиями по ст. 286 УК РФ [1] –это преступление с материальным составом. И совершаться данное преступление полномочиями может лишь в форме действия.

Превышение должностных полномочий совершается при исполнении служебных обязанностей действиями, которые являются полномочиям другого должностного лица или при исполнении служебных обязанностей действий, на совершение которых у лица не было права ни при каких обстоятельствах.

Что касается общественно опасных последствий, то они представлены в уголовном законе в качестве: «существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» [3, С. 4]. Как видится, данная формулировка ведет к появлению множества проблем на практике, поскольку ей присущи оценочные признаки, которые зачастую трудно уяснить.

Так, разграничивая составы преступлений, предусмотренные ст.285 и ст.286 УК РФ [1], на практике трудно произвести разграничение их по степени общественно опасных последствий, поскольку не всегда получается их уставить даже для одной статьи.

«В вопросах же установления специального субъекта преступления, следует в обязательном порядке устанавливать совокупность признаков данного должностного лица» [5, С. 63].

Непосредственно ответственность за превышение должностных полномочий наступает в случае, если должностное лицо имел какие-либо полномочия по отношению к потерпевшему физическому или юридическому лицу и данным должностным лицом путем при помощи преступных действий существенно нарушены интересы потерпевших.

Таким образом, момент окончания совершения преступления по ст. 286 УК РФ понимается в качестве наступления последствия как существенное нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом государственных и общественных интересов.

Также важно обратить внимание, что «для квалификации превышения должностных полномочий мотивы и цели не имеют практического значения» [4, С. 14].

Далее в основных аспектах разграничения преступлений по ст.285 и 286 УК РФ [1] большинство авторов ссылаются на то, что необходимо установить такой факультативный признака субъективной стороны ст.285 УК РФ как мотив, речь идет о корыстной или иной личной заинтересованности, указанной в диспозиции данной статьи.

В данном случае это также не влияет на квалификацию. Так, например, общественно опасные последствия при превышении должностных полномочий по ст.

286 УК РФ выражаются в причинении физического и морального вреда для личности и нарушении конституционных прав и свобод граждан.

Также оно может быть связано с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицами или еще каким-либо образом существенно нарушить интересы общества и государства.

Также хотелось бы отразить основные острые проблемы квалификации превышения должностных полномочий и фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности. Возможна ли на практике совокупность указанных преступлений?

Как представляется, что, даже несмотря на специфику объекта преступления, предусмотренного ч. 4 ст.

303 УК РФ [1], в данном случае анализируемые нормы составов преступлений следует рассматривать не как общие и специальные, а как часть и целое, где фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности является частью превышения должностных полномочий, совершенных с применением специальных средств и повлекших тяжкие последствия.

Следует учитывать, что фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности относится к категории преступлений средней тяжести, а превышение должностных полномочий, повлекшее наступление тяжких последствий, — к тяжким преступлениям. Поэтому не соответствует требованиям уголовного законодательства вменение конкретному лицу состава преступления, охватывающего лишь часть признаков совершенного деяния.

Предпочтение при квалификации должно быть отдано тому составу преступления, который охватывает все признаки содеянного, то есть, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ [1].

В судебной практике встречаются примеры переквалификации содеянного на ч. 4 ст. 303 УК РФ [1] при том, что лицу обвинение по этой статье не предъявлялось. Так, А. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Он, являясь оперативным сотрудником Пограничной службы ФСБ России, принял решение о фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности в отношении заведомо непричастной к совершению преступления Ф. В этих целях А. решил использовать своего агента Д. Он обеспечил Д.

денежными средствами на поездку в КНР и приобретение подарков, поручил ей осуществить скрытое вложение вручную кладь гражданки Ф., также выезжавшей в КНР, таблеток, запрещенных к обороту на территории РФ, о чем сообщил ему по телефону.

Реализуя задуманное, Д., зная, что Ф. оставила свою ручную кладь в китайском магазине промышленных товаров, используя свое знакомство с хозяином данного магазина, передала ему пакет с заранее приобретенными таблетками для вложения в ручную кладь Ф., а затем условными фразами по телефону сообщила А.

о наличии таблеток в ручной клади Ф. Получив данную информацию, А. письменно проинформировал начальника таможенного поста о возможном перемещении Ф.

таблеток, содержащих сильнодействующие вещества, чем инициировал совершение должностными лицами таможенных органов действий, направленных на обнаружение и пресечение указанного деяния.

В рамках реализации информации А. в перемещаемом Ф. багаже при ее въезде в РФ в ходе таможенного досмотра был обнаружен полиэтиленовый пакет, обмотанный скотчем, в котором находилось сильнодействующее психотропное вещество.

В результате противоправных действий А. наступили тяжкие последствия, выразившиеся в возбуждении в отношении Ф.

уголовного дела, ограничении ее передвижения в связи с избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде, обвинении в тяжком преступлении, осуждении по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ к четырем годам лишения свободы условно. Судья, постановляя в отношении А.

приговор, указал, что анализ состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 303 УК РФ, позволяет прийти к выводу, что данная норма является частным случаем превышения должностных полномочий. С учетом положений ст. 10 УК РФ содеянное А. было переквалифицировано с п.

«в» ч. 3 ст. 286 УК РФ на ч. 4 ст. 303 УК РФ, что находит свое выражение в Приговоре Благовещенского гарнизонного военного суда от 26 мая 2014 г. по делу № АДКН/22123 [3].

Таким образом, органы следствия деяния подозреваемых (обвиняемых) квалифицируют, как правило, по совокупности ст. 286 УК РФ и ч. 4 ст. 303 УК РФ.

Суды же в свою очередь либо соглашаются с этой квалификацией, либо исключают первый или второй состав преступления.

Из тех немногочисленных судебных решений, которые имеются в общем доступе (справочно-правовых системах, сети Интернет), можно сделать вывод, что правоприменитель испытывает серьезные трудности при квалификации деяния по совокупности ст. 286 УК РФ и ч. 4 ст. 303 УК РФ.

В целях дальнейшего совершенствования уголовного законодательства полагаем, что при дифференциации преступлений по ст. 285 УК РФ и ст.

286 УК РФ безусловно необходимо в дальнейшем фундаментально проводить теоретические исследования понятий, которые использовал законодатель, дополнять судебную практику, путем внесения изменений в существующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ и не переставать работать в данном направлении на законодательном уровне для единообразного применения ст. 285 и ст.286 УК РФ, либо объединить рассматриваемые статьи с изложением диспозиции в новом универсальном варианте.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/238/55299/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.