Конституционный суд это суд общей юрисдикции

Конституционный Суд в судебной системе Российской Федерации

Конституционный суд это суд общей юрисдикции

Конституционный Суд занимает особое место в судебной системе страны.

Будучи одним из важнейших судебных органов, Конституционный Суд решает, в частности, такие задачи, как укрепление правопорядка в стране, утверждение законности и конституционности в деятельности государственных органов и должностных лиц, укрепление федеративных начал Российского государства, воспитание уважительного отношения всех граждан к Конституции, защита конституционного статуса единой федеральной судебной системы, призванной обеспечивать равные гарантии для граждан во всех субъектах Федерации и исключать какую-либо зависимость судей в любых судах от территориального уровня государственной власти.

В триаде властей Конституционный Суд, как я уже отмечал, занимает обособленное место, поскольку выступает гарантом их сложившегося равновесия, арбитром между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, призванным постоянно приспосабливать возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям, чтобы каждая из ветвей выполняла свою компетенцию и не вторгалась в чужую. В задачу Конституционного Суда входит не только рассмотрение конкретных дел, касающихся разделения властей, но и определение степени вторжения одной ветви власти в другую и установление того, в какой мере это вмешательство препятствует совместной деятельности органов публичной власти и эффективному функционированию системы власти в целом. При этом только Конституционный Суд обладает полномочиями по официальному толкованию Конституции, являющемуся обязательным для всех других судов, независимо от того, истолковал ли Конституционный Суд смысл конституционной нормы в процессе абстрактного или конкретного нормоконтроля.

Место Конституционного Суда в судебной системе страны в значительной степени определяется обязанностью иных судов обратиться с запросом о проверке конституционности закона в случае, если судьи приходят к выводу о несоответствии Конституции закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле. Таким полномочием суды обладают при рассмотрении любых дел — гражданских, уголовных и отнесенных к компетенции судов дел об административных правонарушениях, а также при производстве в любой судебной инстанции, т. е. и тогда, когда выносится судебное решение по делу в первой инстанции, и при пересмотре судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. При этом, в отличие от нормоконтроля по жалобам граждан, по запросам судов проверяется конституционность закона, подлежащего применению в деле, а не уже примененного.

Говоря о месте Конституционного Суда в системе судебной власти страны, особо следует отметить вопрос о соотношении юрисдикции Конституционного Суда РФ и Конституционных (Уставных) судов субъектов РФ. Приведу такой показательный пример. Постановлением от 2 декабря 2013 г. № 26-П Конституционный Суд дал оценку конституционности п. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге».

Оспоренное законоположение являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда в части, регулирующей предоставление в Челябинской области налоговой льготы по транспортному налогу пенсионерам, в собственности которых находятся легковые автомобили.

Данное нормативное положение ранее было признано Уставным судом Челябинской области не соответствующим Уставу (Основному Закону) Челябинской области в той мере, в какой им ограничивается право на налоговую льготу пенсионеров, имевших на 1 января 2009 г. в собственности легковые автомобили с мощностью двигателя более 150 лошадиных сил.

Решением же Конституционного Суда законоположение признано не противоречащим Конституции, не утрачивающим юридическую силу и действующим, подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами.

В рамках рассматриваемой темы следует отметить и то обстоятельство, что процессуальные правила производства дел в Конституционном Суде определены не столь подробно и точно, как производства в других судах, где несоблюдение процессуальных норм влечет отмену судебного решения.

Как известно, для каждого суда процедуры установлены отдельным процессуальным законом (Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ).

У Конституционного Суда нет своего процессуального кодекса, порядок конституционного судопроизводства определен ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», нормы которого предельно лаконичны. В силу этого обстоятельства Суд сам создает процессуальные прецеденты.

В ряде своих решений Конституционный Суд интерпретировал нормы Конституции и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в отношении оснований допустимости обращений; возможности оспаривания по жалобам граждан не только законов в собственном смысле слова, но и ряда подзаконных актов; права на обращение в Конституционный Суд не только граждан, но и лиц без гражданства (постановления от 27 января 2004 г. № 1 -П, от 5 июля 2001 г. № 11-П, от 17 февраля 1998 г. № 6-П; определения от 18 июля 2006 г. № 321-0, от 19 февраля 2004 г. № 57-0, от 2 марта 2006 г. № 16-0, от 27 декабря 2005 г. № 535-0 и др.). Эти и другие примеры свидетельствуют о высокой степени дискреции (усмотрения) Конституционного Суда.

В последнее время роль Конституционного Суда в обеспечении защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ увеличилась, чему способствовало принятие Федерального конституционного закона от 14 декабря 2015 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который расширил полномочия Конституционного Суда, наделив его правами по разрешению вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека по жалобам граждан, поданных против Российской Федерации. Данным Федеральным конституционным законом также дополнены и конкретизированы полномочия Конституционного Суда в вопросе толкования Конституции по запросам Президента РФ и Правительства РФ в целях устранения неопределенности с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции. В силу верховенства Конституции международные правоуста- новления должны интерпретироваться как конкретизация положений Конституции, они не могут быть применены, если выходят за пределы заложенного в Конституцию правового смысла.

Важной характеристикой места Конституционного Суда в системе судебной власти и в целом в правовой системе страны является возможность выработки им правовых позиций даже при отсутствии позитивного решения по существу запроса или жалобы.

Констатация отсутствия неопределенности в вопросе о конституционности оспариваемой нормы в аспекте, указанном в запросе, также свидетельствует о новой, закрепленной правовой позиции и может служить в качестве ориентира для последующей правоприменительной практики (определения от 10 февраля 2016 г.

№ 217-0, от 14 января 2016 г. № 134-0, от 8 декабря 2015 г. № 2735-0).

Осуществляя защиту основ конституционного строя, прав и свобод граждан и обеспечивая верховенство Основного закона, Конституционный Суд проявляет себя не только как «негативный законодатель». Его решения не сводятся исключительно к дисквалификации законов или иных нормативных актов.

Напротив, в последнее время он все чаще, особенно в тех случаях, когда отступление от требований Конституции обусловлено не самим законом, а его интерпретацией в практике, воздерживается от вердикта о неконституционности нормы, выявляя ее конституционно-правовой смысл, который, учитывая юридическое значение решений Конституционного Суда, становится обязательным для всех органов и должностных лиц. Действуя подобным образом, Конституционный Суд фактически признает закон условно соответствующим Конституции, обязывая всех следовать определенному варианту его истолкования, любое отступление от которого будет означать нарушение Конституции. Использование таких возможностей позволяет Конституционному Суду не порождать законодательных пробелов и не вторгаться (пусть даже в режиме временного правового регулирования) в законотворческие полномочия парламента.

В целом в практике Конституционного Суда сложилась тенденция избегать признания оспоренного законоположения неконституционным, если имеется возможность выявить конституционно-правовой смысл этого законоположения и в его контексте — должное конституционное содержание нормы, исключающее любое иное истолкование такого законоположения в правоприменительной практике. В силу этого Конституционный Суд не стремится добиваться восстановления нарушенного конституционного порядка исключительно путем обязательной дисквалификации проверяемого закона, а предпочитает всегда — когда для этого нет объективных препятствий — следовать правилу «разумной сдержанности» и избегать его признания неконституционным, очищая официальное толкование оспоренных правовых норм от всего того, что не укладывается в рамки Конституции.

Решения Конституционного Суда принципиально отличаются от решений других судебных органов тем, что при определенных обстоятельствах закон для Суда не имеет той силы, которой он всегда наделен в отношении других судов.

Конституционный Суд фактически имеет возможность предлагать законодателю решения тех или иных насущных для правовой системы Российской Федерации вопросов. При этом в основу позиций, выработанных в решениях Конституционного Суда, в полной мере ложатся наработки юридической науки.

Без подключения науки невозможно выполнить поставленные перед Конституционным Судом задачи: оценить буквальный смысл рассматриваемого акта; выявить смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием; исследовать, какой смысл придает акту сложившаяся правоприменительная практика; определить содержание норм исходя из места данного акта в правовой системе.

Источник: https://studref.com/502595/pravo/konstitutsionnyy_sudebnoy_sisteme_rossiyskoy_federatsii

Судебная система РФ: понятия, структура

Конституционный суд это суд общей юрисдикции

Осуществление судебной власти в РФ происходит посредством специально созданной системы судов.

На основании 3 части 118 статьи Конституции Российской Федерации судебную систему устанавливает конституция Российской Федерации и федеральный конституционный закон.

Положения Конституции конкретизируются в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 под номером 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Определение 1

Суд, которым реализуется судебная власть и судебная система РФ, может быть только государственным органом. Другие организации, содержащие в своем наименовании слово «суд» (к примеру, третейский суд), не имеют той судебной власти, которая заложена в Конституции Российской Федерации и соответствующих законах, и также

Судебная система является установленной на основании Конституции РФ и федерального конституционного закона совокупности всех видов судов и уровней, которые построены для того, чтобы осуществлять судебную власть на основании федеративного и административно-территориального устройства РФ.

Виды судов

При учете федеративной природы государства, судебная система Российской Федерации может рассматриваться как двухуровневая (федеральный и региональный уровень).

Определение 2

Федеральный суд создается на основании Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Юрисдикция указанных судов распространяется на всю территорию России. Возможность осуществлять финансирование и материально-техническое обеспечение федерального суда может осуществляться исключительно за счет федерального бюджета.

Федеральными судами являются:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. верховный суд республики, краевой или областной суд, городов федерального значения, суд автономной области и автономного округа, районный суд, военный и специализированный суд, которые составляют системы федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражный суд округа, арбитражный апелляционный суд, арбитражный суд субъектов Российской Федерации, которые составляют систему федеральных арбитражный судов.

Суды субъектов Российской Федерации создаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федерального законодательстве в лице законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Судами субъектов Российской Федерации являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Замечание 1

У таких судов есть своя особенность: юрисдикция мировых судей может распространяться на всю территорию РФ, а юрисдикция конституционных (уставных) судоы – только на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации.

Организационное, правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение конституционных (уставных) судов, финансирование их судей и аппарата осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации, а финансирование мировых судей – из средств федерального бюджета.

При рассмотрении судебной системы по горизонтали можно отметить 3 высших суда (Конституционный, Верховный и Арбитражный Суды Российской Федерации), а также Дисциплинарное судебное присутствие.

В зависимости от того, какие процессуальные функции выполняются судами общей юрисдикции и арбитражными судами, их можно разделить на суды первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанции.

В соответствии с 126 статьей Конституции Российской Федерации Верховный Суд – это высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам, которые образованы на основании федерального конституционного закона, ими осуществляется в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор деятельности указанных судов и даются разъяснения относительно судебной практики.

Определение 3

Судебная инстанция является судом или его структурным подразделением (судебной коллегией, президиумом), который выполняет строго определенные полномочия.

Судебная система по вертикали условно разграничивается на суды конституционной юрисдикции, общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции.

В данном случае единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается за счет наличия самостоятельных специализированных судов, которые замыкаются в едином высшем судебном органе.

Субдебную системы выстраивают при учете того, сочетается ли внутренняя и внешняя специализация.

Судами конституционной юрисдикции являются Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые обособлены в отношении друг друга; решения, которые принимает конституционный (уставной) суд субъекта, нельзя пересматривать в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации осуществляется судебная власть при помощи использования конституционного (уставного) судопроизводства, которое устанавливается посредством законов соответствующих субъектов Российской Федерации и регламентами указанных судов.

Судами общей юрисдикции осуществляют правосудие посредством разрешения споров и рассмотрения дел, которые относятся к их компетенции, при помощи использования гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Они разделяются на 4 звена, которые замыкаются в Верховном Суде Российской Федерации в качестве высшего судебного органа.

Первым звеном являются мировые судьи, которые осуществляют свою деятельность на соответствующих районных судебных участках и рассматривают дела по существу.

У мировых судей есть право на рассмотрение уголовных дел, которые связаны с преступлениями, предусматривающими наказание в виде лишение свободы на срок, который не превышает 3 лет; издание судебных приказов; расторжение браков, при условии отсутствия спора о детях и рассмотрение иных дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, исключая дела об оспаривании отцовства (материнства), также относительно утсановления отцовства, лишения родительских прав, относительно усыновления ребенка; помимо этого они рассматривают дела об имущественных спорах, исключая те, которые касаются наследования имущества и дел, которые возникают в результате отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает установленную на основании закона сумму.

Замечание 2

У мировых судей также есть право на рассмотрение дел относительно определения порядка пользования имуществом; дел относительно административных правонарушений, которые относятся к компетенции мирового судьи.

Мировым судьей дела рассматривают в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств по отношению к решениям, которые были приняты им в первой инстанции и вступили в силу в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1998 под номером 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/sudebnaja-sistema-rf/

Судебная власть. Повторяем, закрепляем и учим

Конституционный суд это суд общей юрисдикции
Новые детали к успешному решению задания 14

Даже “старые” новости могут стать иллюстрацией (примером) для ответа на ЕГЭ.

Скриншот новости. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2019/02/27/samosud/

Этот отрывок из статьи поражает не только правовой безграмотностью, но и откровенной жестокостью взрослых людей.

Откуда берутся в наших СМИ такие новости? Ясно, что из нашей повседневной жизни!

– Какой кошмар! Ужас! И ещё говорят, что это мы монстры…

А почему? Да потому, что четверть века тому назад в нашей стране людям дали свободу, а вот научить (как правильно пользоваться этими правами и свободами) забыли! А теперь ругаем школу…

И мало кому приходит в голову посмотреть друг на друга, а в первую очередь на самих себя.

В данный момент проводится расследование. Теперь это дело точно дойдёт до суда…

А кто ещё из вас не знал, что правосудие в рф осуществляется только судом?

Так вот!

Суд – это специализированный орган государственной власти в РФ, где решаются спорные вопросы и восстанавливаются утраченные права.

Его главная задача, как я уже писала в статье “Субъекты власти РФ: как не напортачить в задании 14“, осуществлять правосудие.

Правосудие деятельность судов (на основе действующего законодательства), направленная на укрепление законности и правопорядка путём применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим этот правопорядок.

А вот надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры. Об этом Вы можете почитать здесь: “Как в тестах ЕГЭ не перепутать прокуратуру, адвокатуру и всё остальное“. Вопросу взаимодействия всех органов власти посвящена статья “Что такое разделение властей“.

Сегодня мы подробнее остановимся на функциях судебной власти!

Зачем в России так много судов?

Схема 1 (составлена автором)

У каждого суда есть свои полномочия и функции (юрисдикция), которые регламентируются Конституцией РФ и ФКЗ (Федеральным Конституционным Законом) “О судебной системе Российской Федерации”.

Судебная система – это совокупность всех судов (федеральных и субъектов РФ), осуществляющих правосудие на территории России.

Единство этой системы обеспечивается:

1) соблюдением, установленных законом правил судопроизводства (статья 123 Конституции РФ),

2) финансированием судов из федерального бюджета (статья 124 Конституции РФ),

3) признанием обязательности исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Внимание! В старых редакциях Конституции РФ в статье 127 есть ещё один – Высший Арбитражный Суд РФ. В моей схеме 1 его нет! И это не ошибка!Он существовал в России с 1992 по 5 февраля 2014 года, сейчас его полномочия переданы Верховному суду РФ.

Что такое судопроизводство?

Схема 2 (составлена автором)

Согласно статьи 118 Конституции РФ нет гражданского или уголовного суда, есть гражданское, административное, уголовное, конституционное судопроизводство, которое осуществляется судами общей юрисдикции.

– Как это всё выучить? Просто взрыв мозга!

Сохраняем спокойствие! Самые главные термины уже усвоены, остались детальки!

1. Конституционный суд России

Согласно статьи 125 Конституции РФ Конституционный суд состоит из 19 судей, которые по представлению Президента РФ назначаются Советом Федерации (статья 128 Конституции РФ это ещё один противовес в системе сдержек и противовесов).

Статья 125 основного закона страны разъясняет, что Конституционный суд действует по запросам Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Верховного суда РФ и других органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и осуществляет по этим запросам следующие действия:

Схема 3 (составлена автором). Часть 1

Кроме того Конституционный суд осуществляет:

Схема 3 (составлена автором). Часть 2

Каждая из этих формулировок может Вам встретиться в заданиях ЕГЭ.

– А кто Вам сказал, что ЕГЭ по обществу – это легко?

Вам надоело читать? Вы хотите покинуть статью?

Это Ваше право. Но более полной информации в одном месте Вы не найдёте. Зубрите Конституцию РФ главу 7 и прочитайте парочку учебников по Праву (так как Вашего любимого П.А. Баранова по этой теме маловато будет). В добрый путь!

Но прежде чем Вы покинете эту страницу проверьте свои силы:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/sudebnaia-vlast-povtoriaem-zakrepliaem-i-uchim-5cbc06060a13b900b4b7b115

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.